Введенский Кафедральный Собор

Кафедральный собор Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Чебоксары

 ИСТОРИЯ

Кафедральный собор Введения во храм Пресвятой Богородицы города Чебоксары является первым и самым старым из сохранившихся православных храмов на чувашской земле.

Начало истории Введенского собора восходит к 1555 году, когда первый Архиепископ Казанский и Свияжский Гурий (в миру Руготин Григорий Григорьевич, впоследствии причисленный к лику святых ), поставленный царем Иоанном Грозным на новую кафедру в Казани, по пути к месту своего назначения остановился в Чебоксарах и благословил место для будущего городского собора «идеже благоволит Бог граду быти на Чебоксарю, где быти святой соборной церкве Введению Пречистой, и на том месте поставити полотняная церковь, и назнаменовати место, и молебная пев, и молитва граду говорити, якож казась во уставе, а божественнную литургию совершим наутрия». Святитель Гурий после совершения первой Божественной литургии на чувашской земле окропил святой водой место для будущего храма, прочитал молитвы на водружение храма, произнес поучение и благословил жителей образом Владимирской Божией Матери, привезенной им из Москвы « молебен совершив, и Царь и Великий Князь и Митрополит со благословением и о Христе целованием Архиепископа Казанского отпущает … со святыми и честными образы, с которыми им быти на пути в Казани…». Владимирская икона была установлена в деревянном соборе при его построении.

К 60 годам ХУ1 века соборный храм Введения Пречистой Богородицы был построен. Он был освящен либо самим святителем Гурием, либо по его благословению Германом, архимандритом Успенского монастыря г. Свияжска. В 1649 год собор сгорел при пожаре, охватившем деревянный город, единственное, что чудом уцелело — это образ Владимирской Богоматери.

Ныне действующий собор был построен в 1651 году из бутового камня и кирпича «большой руки». Архивные сведения свидетельствуют, что строительство осуществлялось под руководством нижегородских мастеров бригадами местных каменщиков и каменотесов. Освящение собора, вероятно, совершил митрополит Казанский Корнилий 1, на кафедре с 1650 по 1656 г.г. Первоначально был построен только холодный храм с главным престолом, а в 1657 году – теплые приделы: справа во имя преподобного Сергия Радонежского, слева во имя праведного Алексия, человека Божия и священномученика Харлампия. Одновременно, рядом с собором, была возведена шатровая колокольня. Сведения о первоначальном иконостасе не сохранились, сегодняшний иконостас был возведен приблизительно в ХУ111 столетии, о чем свидетельствует его пышная барочная стилистика и золоченая резьба. Настенные росписи собора – это единственные образцы монументальной живописи ХУ111 века в Среднем Поволжье, дошедшие до нашего времени, к тому же, без значительных утрат. Знатоки храмовой росписи утверждают, «что многообразием сюжетов и совершенством исполнения роспись Введенского собора не имеет себе равных среди фресковой живописи ХУ111 века во всем Среднем Поволжье». Центральными в стенописи собора стали темы в похвалу Богоматери и Иисуса Христа, так северную стену наполнили сюжеты из акафиста Божией Матери , а южная стена посвящена акафисту Иисусу Сладчайшему. Западная стена канонически представляет сюжеты Страшного суда по «Откровению апостола Иоанна Богослова»

Сохранилось описание, изложенное Казанским архиепископом Арсением (Брянцевым), при посещении им 3 июня 1898 года города Чебоксары: « При входе в соборный храм я заметил, что он древний как по внешнему виду, так и по внутреннему, мое внимание привлекла стенная иконопись, которая свидетельствует о древности храма … Сколько мыслей возникает во мне! Я мог бы совершить молебен в монастырской или другой церкви, но меня влекло сюда, я чувствую сильное желание помолиться вместе с вами в этом храме пред Владимирской иконою Божией Матери и, может быть, на том самом месте, на котором святитель Гурий первый совершил молитву…».

Образ Владимирской Божией Матери является главной святыней Введенского собора, занимает почетное место на иконостасе — с левой стороны царских врат. Эксперты древнерусского искусства Всесоюзного художественного научно – реставрационного центра им. И.Э. Грабаря в г. Москва под четырьмя слоями красок разного времени на иконе обнаружили сохранившуюся надпись: «Сей образ Пречистой Богородицы с Предвечным Младенцем Господом нашим Иисусом Христом поставлен Гурием, архиепископом Казанским и Свияжским, в соборной церкви Введения Пресвятой Богородицы в Чебоксаре на соблюдению граду и всем православным 7063 году», о чем имеется экспертное заключение.

Архитектурно Введенский собор возводился по образцу Успенского собора Московского Кремля, хотя сходство было лишь внешним, но в этом есть смысл. Собор расположился на вершине косогора, где изначально была Чебоксарская крепость. Духовная жизнь главного соборного храма , где начальная молитва была произнесена святителем Гурием в 1555 году, продолжающийся и по ныне, позволяет считать Введенский кафедральный собор города Чебоксары духовным центром Земли Чувашской.

Литература и источники:

  1. Мордвинова А.И. Введенский собор города Чебоксары. Чебоксары ЧКИ, 2009.
  2. Карлинов И.Н. Введенский кафедральный собор г. Чебоксары. ЖМП, 1977.
  3. Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии. Чебоксары ЧКИ,1995.

Святыни: 

  1. Чудотворная Владимирская икона Божией Матери;
  2. Икона-мощевик святителей Казанских Гурия и Германа;
  3. Ковчег с частицей мощей апостола Андрея Первозванного.
Перейти к верхней панели